Хорошо, когда вам выпали камни 6-6, противнику что-то плохое, вы плучили лучшую позию, сделали дабл и противник сдался. Но когда хорошие камни не выпадают, что делать? Надо стремиться использовать те, что есть. Пытаться создать хорошую позицию, используя любые выпавшие камни. Надо стараться построить прайм (5 или 6 пунктов подряд, на каждом из которых стоят 2 или больше ваших фишек), желательно вблизи своего дома и чтобы он запирал одну или несколько шашек противника. Давайте разберем несколько примеров.
Допустим у вас 6 шашек стоят на пункте 8, сколько способов есть у вас, чтобы застроить только этими шашками пункт 5?
Это 3-3. Всего один способ. Теперь представьте, что 6 ваших шашек расположены на пунктах 6, 7, 8, 9, 10, 11. Теперь этих способов гораздо больше – 1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-6, 2-2, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 3-3, 3-4, 3-5, 3-6, 4-5, 4-6, 5-6. Целых 18 способов!
Какой отсюда вывод? Чтобы занять позицию (поставить на пункт 2 шашки) гораздо лучше располагать свои шашки в пределах досягаемости этого пункта (6 и менее пунктов до поля, которое мы хотим занять) на РАЗНЫХ пунктах. Это очень важный момент.
Допустим вы заняли все пункты в своем доме кроме пятого, и на баре одна шашка противника. Вы стремитесь занять этот пункт. Тогда вы и почувствуете разницу в расположении ваших фишек. Как в примере выше, вероятности занять пятый пункт если ваши шашки стоят на одном пункте и на соседних крайне различаются (1 способ и 18 способов). То есть билдер это шашка которая нацелена на создание защищенного пункта. Чем больше у вас билдеров, тем больше у вас есть способов занять нужный пункт, и тем соответственно больше вероятность его занять.
Но! Билдер это одинокая шашка, которая не защищена и потенциально может быть подбита противником, поставлена на бар и ей придется начинать свой путь к своему дому из дома противника. Поэтому надо стараясь создавать билдеры, учитывать шансы на то, что ваш билдер будет подбит противником. Как правило большое число билдеров создается сознательно когда на баре несколько шашек противника и речь идет уже о победе в партии, если удастся закрыть один или несколько пунктов в своем доме пока противник пытается попасть в них своими шашками с бара. Тогда и создаются билдеры как в предыдущем примере (6 подряд на разных позициях), так как тогда наибольшая вероятность застроить нужный пункт у себя в доме.
Другой пример использования билдеров, это когда вы не нацеливаетесь своими шашками на нужный вам пункт, а непосредственно ставите одну шашку в пункт, который хотите занять, а другими нацеливаетесь на него.
Вы расчитываете, что противнику не выпадут нужные камни и он не подобьет вашу шашку, и вы следующим ходом закрепитесь на пункте. Наиболее выгоден такой способ игры, когда вы не просто ставите в нужный вам пункт шашку, а выбиваете с него шашку противника.
Очень часто можно видеть игру мастеров такого типа: игрок А выбивает в своем доме шашку игрока Б у себя в доме на 5 пункте, игрок Б следующим ходом с бара подбивает эту шашку на 5 пункте, игрок А заряжается в дом противника а второй шашкой снова выбивает шашку в пятом пункте.
Кажется, зачем они так делают? Ведь вероятность подбить шашку на 5 пункте довольно велика, да и дом почти пуст. Однако, во первых, вероятность подбить не так уж велика, как кажется (11 из 21), а во вторых если противник не сумеет подбить эту шашку, то мы следующим ходом можем укрепиться на своем главном пункте-пятом. Это создаст нам хорошие шансы на получение лучшей позиции.
Билдеры могут создаваться не только в своем доме, но и в доме противника, чтобы попытаться закрепиться перед праймом противника на более близкой к своему дому позиции (чтобы противник не зажал нас) или просто когда мы хотим занять важную позицию в доме противника (пункты 20, 21).
Итак, умение правильно, без предоставления противнику лишних шансов, и в тоже время с выгодой для себя создавать билдеры это очень важный момент на пути к достижению мастерства в нардах.